Речной транспорт

Картинка
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
102
тыс. км
общая протяженность судоходных путей России

Мировая практика и опыт СССР подтверждают уникальные преимущества внутреннего водного транспорта, признанного наиболее экологичным и экономичным по сравнению с другими видами транспорта. К сожалению, за постсоветский период доля внутреннего водного транспорта в грузоперевозках упала с 20% до 1,5%.

 

Между тем, с учетом высокой экологичности и низкой себестоимости перевозок на расстояния, превышающие 500 км, во многих странах доля этого вида транспорта в общем объёме грузооборота значительно выше и продолжает расти. Например, она составляет в США — 7%, в Германии — 11%, в Нидерландах — более 30%, в Китае при сопоставимой протяжённости водных путей — 8%.
 

Особая важность для России речного транспорта связана еще и с тем, что 78% ее внутренних водных путей являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, обеспечивая «северный завоз» в удаленные местности и регионы.

 

Государство принимает сегодня комплексные меры для полноценного возрождения внутреннего водного транспорта и его инфраструктуры.
 

По итогам 2022 года рост грузоперевозок речным транспортом составил 5,2 %, превысив 116 млн тонн. Большая часть грузов проходит по Единой глубоководной системе европейской части России протяженностью 6,5 тысяч км, где расположено подавляющее большинство из 741 судоходных гидротехнических сооружений страны.
 

Минтрансом России и Росморречфлотом ведется огромная работа по улучшению качественных параметров водных путей для повышения безопасности и эффективности судоходства. Строятся и реконструируются гидроузлы, обновляется флот и оборудование шлюзов, внедряются цифровые технологии в сферы навигации и связи.
 

Улучшение параметров водных путей уже стало мощным стимулом для российского судостроения, развития водного и круизного туризма, скоростных пассажирских перевозок.
 

За последнее десятилетие преимущественно на российских верфях построены 304 речных транспортных судна и 180 речных обеспечивающих судов (данные ЦНИИ МФ).
 

 «Наращивание темпов развития внутреннего водного транспорта жизненно необходимо для развития экономики страны. Конкурентный потенциал водного транспорта до конца не использован, а для ряда регионов речные перевозки просто не имеют альтернативы», — отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

 

Лидером планомерного развития этого транспортного сегмента и его эффективной интеграции с другими видами городского транспорта, по оценке Виталия Савельева, выступает Москва, первой в мире запустившая регулярные рейсы речных пассажирских электросудов.