Морской транспорт

Картинка
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
+90%
российских экспортных грузопотоков переведены в отечественные порты

Морской транспорт — основа инфраструктуры международной экономики. 90% мировой торговли осуществляется морским путем, так как именно торговый флот обеспечивает осуществление международного обмена товарами с наиболее низкими издержками за тонно-километр перевезенного груза при самом минимальном воздействии на окружающую среду.
 

Наше государство предпринимает системные усилия для возрождения национального торгового флота, законодательно стимулируя производство судов на российских верфях, в том числе, ледоколов и судов ледового класса.

 

За последние 10 лет для отечественных заказчиков на российских и зарубежных верфях было построено около тысячи транспортных судов (данные ЦНИИ МФ). При этом 56% из 234 морских транспортных судов и судов «река-море» плавания были построены на верфях РФ.

 

Под влиянием принятых государством стимулирующих мер в судостроении, налоговых льгот и лизинговых программ идут позитивные процессы обновления флота. За последние пять лет заказано порядка 600 судов, из которых около половины уже построены.

 

Высокий темп прироста российского флота особенно востребован при реализации Стратегии развития Арктической зоны России. Достижению этого призваны способствовать меры по увеличению грузовой базы за отечественными судовладельцами под эгидой новых законов, закрепляющих особые права на перевозки за судами под российским флагом.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

История не знает примеров превращения в великую державу какой-либо страны, не имеющей собственного выхода к морям. С эпохи Петра Первого, когда страна поначалу располагала единственным морским портом в Архангельске, мы движемся по этому пути и сегодня морское портовое хозяйство России — это 63 морских порта. 16 из них — замерзающие и в зимнее время судоходство в этих портах и на подходах к ним осуществляется с помощью ледокольных проводок. Для России, берега которой омывают 12 морей и 1 озеро-море (Каспий), развитие портовой инфраструктуры особенно важно.

 

Если в 1992 года грузооборот морских портов РФ составлял 110 млн тонн, то через 30 лет, по итогам 2022 года грузооборот отечественных морских портов вырос почти в 8 раз и достиг 841,7 млн тонн.

 

После распада СССР, в морских портах которого был достигнут максимальный грузооборот в объеме около 460 млн тонн, за границей оказались самые современные, глубоководные и технически оснащенные порты в Прибалтике и на Украине.

 

Совместными усилиями правительства и отечественного бизнеса эта проблема была решена. С 2000 года в стране построены полтора десятка новых морских портов и специализированные терминалы, реконструированы ключевые морские порты на основных экспортных направлениях — Юг, Северо-Запад, Дальний Восток, новейшая портовая инфраструктура создана также в Арктическом бассейне. Практически завершен перевод российских экспортных грузопотоков в отечественные порты.
 

В 2023 году мощности морских портов РФ более чем вдвое превысили высший показатель, достигнутый в эпоху СССР, достигнув 1,3 млрд тонн.